Фулфилмент (от англ. fulfillment) — это набор логистических услуг по упаковке, сопровождению и доставке товара от селлера к покупателю (иными словами, это все, что происходит с товаром с момента его отправления селлером и до его получения покупателем). Как правило, фулфилментом занимаются сторонние от продавца компании-операторы.
Слово «фулфилмент» буквально переводится как «выполнение», «исполнение». Применительно к маркетплейсам обычно так называют компанию, которая занимается непосредственно обработкой заказа (от приема товара на склад до его доставки покупателю — включая хранение, сборку и упаковку, отправку и обработку возвратов).
Чтобы правильно рассчитать, сколько единиц товаров нужно грузить на любые склады Wildberries и Ozon, используйте сервис «Поставлено!»
Он автоматически учтет остатки и товары в пути и подскажет количество нужных единиц для отгрузки с учетом спроса и сезонности 👇
Что такое фулфилмент для маркетплейсов
В максимально широком смысле фулфилмент может включать в себя следующие виды услуг:
- доставка товаров от поставщика;
- хранение и складирование продукции;
- прием и обработка клиентских заявок;
- сборка и упаковка заказанных товаров;
- доставка до адресата и получение оплаты;
- организация возврата товаров при необходимости.
Применительно к маркетплейсам обычно различают два основных вида фулфилмента:
- фулфилмент от оператора (FBO) — когда указанные выше услуги селлеру оказывает сторонняя компания, под которой обычно подразумевается сам маркетплейс;
- фулфилмент от селлера (FBS) — вариант, при котором обработку заказов и доставку до склада осуществляет селлер или нанятая им сторонняя компания-фулфилмент, а доставку до покупателя обычно выполняет сам маркетплейс.
Также есть довольно редкая схема DBS — delivery by seller. В таком случае маркетплейс выступает исключительно как витрина, а вся остальная забота о товаре ложится на плечи селлера или нанятой им компании. Однако к такой схеме работы прибегают в редких случаях (например, если речь идет о продаже и доставке крупногабаритных товаров).
Обратите внимание, что по схеме FBO селлер передает в ведение маркетплейса (Wildberries или Ozon) только логистику в общем понимании (хранение подготовленных к продаже товаров на своем складе, обработку заказов, доставку покупателям и при необходимости — возвраты). За это площадка берет комиссию с каждого выполненного заказа. А остальными вопросами селлер должен заниматься сам или прибегать к услугам сторонних компаний-фулфилментов.
Плюсы и минусы фулфилмента
Если у вас небольшой объем заказов, можно сначала попробовать обрабатывать заказы самостоятельно по схеме FBS. При росте бизнеса фулфилмент (от самого маркетплейса или сторонней компании) становится удобным решением, позволяющим масштабироваться.
Плюсы фулфилмента для продавца | Возможные минусы |
---|---|
|
|
Таким образом, самый главный минус — это увеличение затрат. В связи с добавлением в схему своей работы стороннего сервиса продавцы тратят больше заработанных денег (в виде прямых расходов или комиссии за выполненный заказ). Расходы на фулфилмент нужно обязательно закладывать в юнит-экономику, чтобы правильно рассчитывать экономически обоснованную цену своих товаров для покупателей и определять свою прибыль.
Однако, как ни крути, плюсов у фулфилмента гораздо больше:
- Оптимизированные процессы. Благодаря тому, что хорошие фулфилменты ограничены одним и тем же набором задач, они (как правило), доводят их выполнение до совершенства. Для селлеров это значит лишь то, что они могут отдать товар в правильные руки и сосредоточиться на других задачах.
- Экономия времени. Этот пункт вытекает из предыдущего. Если селлер экономит время, он может потратить его на, например6 отдых или стратегическое планирование. И то, и другое будет одинаково полезно.
- Быстрая доставка. Этот пункт важен не только для маркетплейсов. Улучшение клиентского опыта необходимо каждому бизнесу и чем раньше селлеры задумаются над этим, тем больше шансов выжить у их предприятий.
✅ Такая схема работы подходит тем селлерам, кто не хочет или не имеет возможность заниматься логистикой, у кого нет в наличии подходящих складских мощностей и других возможностей хранить, упаковывать и доставлять свой товар. Как и в случае с другими профессиональными подрядчиками, вы можете отдать часть забот о своем бизнесе в руки фулфилмента, который специализируется на всем, что связано с логистикой товаров.
Как выбрать фулфилмент для маркетплейсов
Если вам необходим сторонний сервис, который качественно оказывает услуги фулфилмента для маркетплейсов, то для успешного бизнеса нужно учитывать следующие важные моменты:
- В первую очередь, тут все зависит от того, какие компании оказывают услуги фулфилмента в вашем регионе для нужных вам маркетплейсов (Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет и др.).
- Определитесь с конкретными видами услуг, которые вам нужно передать на аутсорсинг (хранение товаров на складе, упаковка заказов, доставка до склада маркетплейса и др.).
- Как и во всех других случаях, при выборе компании-партнера необходимо ориентироваться на отзывы уже существующих клиентов, перечень предоставляемых услуг, их стоимость и др.
✅ Кстати, вы можете автоматизировать расчеты поставок на склады маркетплейсов Вайлдберриз и Озон и не переплачивать за эти услуги фулфилменту. Мы можем помочь вам не только сэкономить время при организации поставок, но и подсказать, куда, на какой склад и сколько товаров вам нужно поставить, чтобы регулярно быть в плюсе и увеличивать оборот своего бизнеса. Для этого попробуйте наш сервис «Поставлено!» 👇