31 июля 2025 года Владимир Путин подписал долгожданный закон № 289-ФЗ о регулировании маркетплейсов в России (о платформенной экономике). В Правительстве работали над ним более года, и его текст за это время претерпел существенные изменения с учетом позиции всех игроков рынка, экспертного сообщества и депутатов, и теперь он представляет единую позицию по регулированию маркетплейсов как нового быстрорастущего сегмента экономики.

Закон № 289-ФЗ от 31.07.2025 «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации»
Напомним, что 20 июня, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2025), Владимир Путин поручил Правительству и Госдуме ускорить принятие закона о регулировании маркетплейсов. 3 июля Правительство внесло в Госдуму долгожданный законопроект о регулировании цифровых платформ в России, который разрабатывался несколько лет при участии Минэкономразвития, Минцифры и Минпромторга.
Чтобы правильно рассчитать, сколько единиц товаров нужно грузить на любые склады Wildberries и Ozon, используйте сервис «Поставлено!»
Он автоматически учтет остатки и товары в пути и подскажет количество нужных единиц для отгрузки с учетом географии заказов, спроса и сезонности 👇
Какие вопросы регулирует закон о маркетплейсах
Вместо привычного нам термина «маркетплейс» в законопроекте используется более широкое понятие цифровая платформа — это информационная система (сайт) и/или приложение, обеспечивающие возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
📂 Далее в тексте закона определяются участники цифровой платформы:
- оператор — это сторона, которая предоставляет функционал цифровой платформы и оказывает услуги по организации взаимодействия партнеров и пользователей;
- партнер цифровой платформы — это организация, индивидуальный предприниматель или физлицо (самозанятый), которые заключили договор с оператором и осуществляют деятельность на цифровой платформе, направленную на продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг;
- пользователь — это лицо, которое использует функционал цифровой платформы в целях приобретения товаров, получения результатов выполнения работ или оказания услуг.
📌 Дальше законопроект подробно определяет правила, по которым должно происходить взаимодействие между оператором, партнерами и пользователями цифровой платформы. В частности, законом предлагается урегулировать такие вопросы:
- правила формирования и ведения реестра цифровых платформ в России;
- правила заключения и изменения договора между оператором и партнером;
- предоставление партнеру доступа к цифровой платформе и организация взаимодействия с оператором;
- размещение карточки товара и внесение в нее изменений;
- требования к товарам, работам и услугам, которые предоставляются посредством цифровой платформы;
- принципы работы поисковых алгоритмов и способы влияния операторов и партнеров на поисковую выдачу (реклама);
- правила предоставления скидок на товары, работы, услуги (в том числе по инициативе самого оператора — маркетплейса);
- организация информационного взаимодействия между оператором и партнером (предоставление сведений);
- рассмотрение жалоб и споров, правила ограничения доступа к личному кабинету и прекращения работы;
- работа логистической инфраструктуры оператора и пунктов выдачи заказов;
- информационный обмен оператора цифровой платформы с налоговыми органами и др.
Штрафы для продавцов и оператора (маркетплейса)
Важный пункт, вокруг которого в последние месяцы идет самая оживленная дискуссия — это ответственность партнеров цифровой платформы (продавцов) и оператора, включая штрафы в пользу государства за нарушение требований закона. Конкретные нарушения и штрафы за них приводятся в проекте поправок в КоАП. В соответствии с этим законопроектом, в связи с принятием закона о маркетплейсах предлагается дополнить КоАП двумя новыми статьями:
- 14.68 — неисполнение требований оператором посреднической цифровой платформы;
- 14.69 — нарушение продавцом требований к размещению предложений о продаже товаров.
В текущей версии законопроекта размеры штрафов для оператора цифровой платформы (маркетплейса) могут доходить до 500 тысяч рублей, для селлеров — до 200 тысяч рублей.
Нужно отметить, что в исходной версии законопроекта предлагаемые Минэкономразвития размеры штрафов были в несколько раз больше (до 2 млн рублей для маркетплейса и до 500 тысяч рублей для продавцов). В связи с этим в адрес этого законопроекта поступало большое количество возражений, поскольку такие суммы были явно несоразмерны устанавливаемым нарушениям и могли стать препятствием для дальнейшего развития электронной торговли в России. В финальной версии законопроекта размеры штрафов были существенно снижены.
Когда вступит в силу закон о маркетплейсах
Поскольку законопроект о регулировании маркетплейсов разрабатывается уже очень давно, ожидаемая дата его вступления в силу неоднократно сдвигалась. Сначала Минэкономразвития предполагало вступление закона в силу уже с 1 сентября 2025 года, однако в итоговом варианте законопроекта этот срок был перенесен на 1 октября 2026 года.
Самый крупный канал по теме поставок на склады Wildberries и Ozon! Делимся самыми актуальными исследованиями о том, как зарабатывать больше на маркетплейсах при помощи оптимизации поставок.
Уже 30000 человек нашли для себя пользу и подписались 👇