В преддверии 2026 года маркетплейсы активно повышали тарифы и комиссии для продавцов, а они в ответ повышали цены на товары. Для покупателей Вайлдберриз и Озон до последнего старались держать цены привлекательными за счет рекордных скидок (что даже вызвало недовольство со стороны банков и других торговых площадок), однако в остальном условия тоже становились хуже — сроки доставки увеличивались из-за того, что сортировочные центры и склады не справлялись с количеством заказов, при этом многие покупатели сталкивались с платной доставкой, а правила и сроки возврата товаров ужесточались.
К сожалению, в 2026 году все эти тенденции только усилятся, поскольку с 1 января вступят в силу налоговые изменения, которые больно ударят по многим продавцам (повышение ставки НДС с 20% до 22%, которое коснется всех, и снижение порога доходов для уплаты НДС с 60 до 20 млн рублей для бизнеса на УСН), при этом сильнее будет контроль за ввозом импортных товаров, а маркетплейсы будут адаптироваться к новым требованиям, которые устанавливает закон «О платформенной экономике» (вступит в силу с 1 октября).

Чтобы правильно рассчитать, сколько единиц товаров нужно грузить на любые склады Wildberries и Ozon, используйте сервис «Поставлено!»
Он автоматически учтет остатки и товары в пути и подскажет количество нужных единиц для отгрузки с учетом географии заказов, спроса и сезонности 👇
Увеличение налоговой нагрузки в 2026 году
С 1 января 2026 года вступают в силу поправки в Налоговый кодекс и другие законодательные акты (закон от 28.11.2025 № 425-ФЗ). В этот раз налоговая реформа затронет практически весь бизнес в России — не только продавцов, но и сами маркетплейсы. Основные изменения:
- Повышение общей ставки НДС с 20% до 22% (для социально значимых и медицинских товаров сохраняется льготная ставка 10%).
-
Поэтапное снижение порога доходов для уплаты НДС в отношении бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения (УСН):
- в 2025 году НДС обязаны платить «упрощенцы» с выручкой от 60 млн рублей в год;
- с 1 января 2026 года порог дохода для уплаты НДС снижается в 3 раза — до 20 млн рублей;
- в последующие годы также запланировано снижение порога дохода для уплаты НДС — до 15 млн рублей с 2027 года и до 10 млн рублей с 2028 года и далее.
🚩 Таким образом, уже в 2026 году многие представителей малого и среднего бизнеса в России, включая продавцов на Вайлдберриз и Озон, работающих по УСН, должны будут начать уплачивать НДС (а в 2027 и 2028 году их число увеличится еще больше).
- Отмена льгот по уплате НДС за операции и услуги, связанные с обслуживанием банковских карт (повлечет за собой как минимум повышение стоимости эквайринга, который оплачивают селлеры вместе с комиссией маркетплейса).
- Введение технологического сбора с 1 сентября 2026 года для производителей и импортеров электроники. Размер технологического сбора, а также порядок и сроки его уплаты, определит Правительство в 2026 году (до 1 сентября).
В конечном счете все эти изменения налогового законодательства приведут к повышению стоимости товаров и услуг и росту издержек по всей цепочке поставок, что обязательно рано или поздно повлечет за собой повышение конечных цен для покупателей — не только на ВБ и Озон, но и в обычных магазинах. Однако благодаря этому Правительство сможет получить в 2026 году дополнительные доходы, необходимые для покрытия бюджетного дефицита.
Усиление борьбы с черным и серым импортом в 2026 году
В декабре 2025 года Владимир Путин поставил перед Правительством и главами регионов задачу по борьбе с незаконным оборотом товаров в 2026 году, что необходимо в первую очередь для повышения доходов федерального бюджета. Осенью таможенная служба (ФТС) уже усилила проверки поставок на границе с Казахстаном — это ключевое направление для ввоза товаров из Китая.
❌ Усиление таможенного контроля направлено, прежде всего, против так называемых «карго-поставок» — когда товары ввозятся с занижением стоимости, объединением с грузами других видов и с другими нарушениями «белого» таможенного оформления.
Таким образом, торговать контрабандой и уклоняться от уплаты налогов и таможенных пошлин в 2026 году станет намного сложнее. Однако обратной стороной «обеления» товарных потоков может стать существенный рост цен на импортные товары (по оценкам экспертов, от 10% до 30%). Особенно сильно это может ударить по ценам на маркетплейсах — прежде всего, в категориях электроники и одежды, которые предприниматели часто ввозят мелкими партиями по серым схемам. Более того, из-за разрушения цепочек поставок, сложившихся за последние годы, даже может возникнуть дефицит на отдельные виды товаров, материалы и инструменты.
Закон о регулировании маркетплейсов в 2026 году
С 1 октября 2026 года вступает в силу закон о регулировании цифровых платформ (от 31.07.2025 № 289-ФЗ). Помимо установления единых правил, этот закон предусматривает также введение крупных штрафов — как в отношении самих цифровых платформ (маркетплейсов), так и для продавцов (окончательный размер штрафов пока не утвержден, законопроект № 959258-8 еще находится на рассмотрении в Госдуме). Поэтому Вайлдберриз и Озон начали готовиться к этим изменениям заранее, чтобы привести свои правила в соответствие с новыми требованиями.
- Закон впервые устанавливает понятия «цифровая платформа», «оператор» (маркетплейс), «партнер» (продавец или исполнитель), «пользователь» (покупатель/заказчик), «карточка товара», «пункт выдачи заказов» и др. При этом прямо говорится, что маркетплейс — не продавец товара, а только посредник.
- Все взаимоотношения маркетплейса (оператора) с продавцами или владельцами ПВЗ должны быть оформлены гражданско-правовыми договорами, которые заключаются в электронной форме и должны быть доступны партнерам в любой момент (например, в личном кабинете селлера). Без подписанного договора продавец не получает доступа к личному кабинету и продажам на площадке.
- Устанавливаются сроки уведомлений об изменениях в договоре и снижении цены на товар. По новому закону маркетплейсы смогут вносить изменения в условия договора (оферты) только с соблюдением сроков уведомления партнеров.
- Крайне важные изменения (например, об увеличении комиссии оператора, введении новых штрафов, изменении условий логистики и т.п.) требуют уведомления минимум за 45 дней, прочие изменения — за 15 дней. Если изменения улучшают положение партнера, то эти сроки могут быть сокращены.
-
Об изменении цены на товар (предоставлении повышенных скидок) маркетплейс теперь должен будет уведомлять продавца не менее чем за 5 рабочих дней при условии получения согласия продавца.
✅ Таким образом, в 2026 году маркетплейсы уже не смогут в одностороннем порядке менять цены на товары по несколько раз в день, манипулируя размером своей скидки (так называемая «скидка постоянного покупателя» на ВБ и соинвестирование у Озон). Также они не смогут повышать размер тарифов и комиссий по несколько раз в месяц.
- Более тщательная проверка продавцов и происхождения товаров. Перед заключением договора маркетплейс должен будет проверить легальность продавца через открытые источники (ЕГРЮЛ/ЕГРИП, единую систему идентификации ЕСИА и пр.). При размещении товара продавец будет обязан указать в карточке полную информацию о товаре, предусмотренную законом (ее достоверность маркетплейс должен проверять по открытым реестрам).
-
Закон устанавливает правила ценообразования и предоставления скидок. Контроль за ценами на товары сохраняется за продавцами, а платформы вправе делать скидки только с их добровольного согласия. О намерении установить скидку маркетплейс обязан уведомить продавца не позднее чем за 5 рабочих дней и получить от него разрешение на снижение цены, при этом продавец может заранее установить минимальную допустимую цену, количество товаров для скидки и срок ее предоставления — это уже будет считаться согласием и сэкономит время.
✅ Отказ продавца участвовать в акциях и предоставлять скидки на товары не может быть основанием для любых санкций со стороны платформы (блокировок, снижения рейтинга, ограничения в поисковой выдаче и др.).
- Принципы алгоритмов ранжирования в поисковой выдаче должны быть понятны и прозрачны, маркетплейсы должны раскрыть продавцам эту информацию. При этом если на площадке есть платные услуги, влияющие на ранжирование (платное продвижение — реклама, бусты и т.п.), то маркетплейс обязан предоставить к ним равный и недискриминационный доступ всех продавцов.
📌 Также новый закон устанавливает:
- меры, направленные на защиту прав покупателей (возможность возврата товара и денег в соответствии с законом о защите прав потребителей, разрешение споров и т.п.);
- правила взаимодействия с владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и другими посредниками;
- ответственность операторов цифровых платформ и продавцов за несоблюдение требований закона.
🔔 Примечательно, что ВБ и Озон уже заранее начали адаптировать свои системы и процессы под новые правила, не дожидаясь 2026 года. Например, они уже начали добавлять новые поля в карточки товаров для проверки их подлинности по новым требованиям, менять форматы продвижения, раскрывать факторы ранжирования, которые влияют на позиции товара в результатах поисковой выдачи (читать подробнее на сайте Wildberries и Ozon).
Изменения на Вайлдберриз
Одной из главных проблем на ВБ в предыдущие годы была нехватка площадей для хранения товаров. В 2025 году ВБ ввел в эксплуатацию более десятка новых складских комплексов, в том числе в удаленных точках страны (Кемеровская область, Владивосток). В 2026 году эта работа продолжится — уже получено разрешение на ввод в эксплуатацию новых складов ВБ в Омске, Твери и в Ленинградской области (Красный Бор). Также продолжается строительство складов в Смоленске, Курске, Оренбурге, Уфе, Сургуте, Красноярске, Чите и в других регионах.
✅ Благодаря этим усилиям к концу 2025 года была практически решена проблема с доступностью мест для хранения товаров на складах ВБ у селлеров на FBO (FBW). Также во многих регионах повысилась скорость доставки товаров, а у местных производителей и продавцов появился удобный доступ к развитой логистической сети маркетплейса.
📌 Также в планах ВБ на 2026 год:
- постепенная адаптация к требованиям закона о маркетплейсах (в том числе в части предоставления скидок, о чем в конце 2025 года разгорелась оживленная дискуссия с участием представителей крупнейших российских банков и Центробанка);
- ребрендинг пунктов выдачи заказов ВБ (новое оформление будет обязательно для тех ПВЗ, которые откроются с 1 февраля 2026 года, а ребрендинг работающих ПВЗ будет происходить постепенно);
- дальнейшее развитие сторонних бизнес-направлений, в том числе запуск собственных кредитных продуктов от Wildberries-Банка (включая потребительские кредиты и кредитные карты) и интеграция в инфраструктуру ВБ крупнейшей российской косметической сети «Рив Гош», приобретенной Татьяной Ким в декабре 2025 года за 6 млрд рублей.
Что изменится на Озоне
На январь 2026 года Озон уже анонсировал увеличение количества кластеров и изменение нормативного времени доставки между ними:
- кластер «Кавказ» разделят на «Махачкалу» и «Невинномысск» (нормативное время доставки между ними составит 45 часов);
- кластер «Казахстан» тоже будет разделен — на «Астану» и «Алматы» (здесь нормативное время доставки будет меньше — 28 часов).
🚩 Как обычно, для продавцов на FBO это приведет к необходимости отгружать товары на дальние склады, а также повышению среднего времени доставки (СВД), от которого зависит стоимость логистики (доставки товаров до покупателей силами маркетплейса).
Кроме того:
- с 1 января будут разморожены комиссии для товаров категории Fashion из поставок, созданных до 24.06.2025 (для таких товаров до конца 2025 года сохранялся старый тариф 13%);
- до 28 февраля товары для Нового года будут размещаться на складах Ozon бесплатно;
- до 31 марта 2026 года Озон не будет брать плату за размещение на своих складах зимней климатической техники (обогревателей, увлажнителей воздуха, электрокаминов и др.).
🚩 Обратите внимание, что по новым правилам новогодние товары, купленные на Ozon (искусственные елки, гирлянды и другие елочные украшения), можно вернуть только в течение 7 дней после получения. С 3 декабря Озон установил единые сроки возвратов.
Это далеко не полный список того, что ждет маркетплейсы в 2026 году! Подписывайтесь на наш телеграм-канал и получайте самую актуальную информацию об изменениях на ВБ и Озон 👇
Самый крупный канал по теме поставок на склады Wildberries и Ozon! Делимся самыми актуальными исследованиями о том, как зарабатывать больше на маркетплейсах при помощи оптимизации поставок.
Уже 30000 человек нашли для себя пользу и подписались 👇